Россия — страна огромных территорий, и некоторые из них отличаются сложным климатом и географией. Но и в самых отдаленных местностях живут люди, и им необходима помощь нотариуса. Чтобы жители из любой точки России могли решить важные юридические вопросы, Федеральная нотариальная палата уже девятый год за счет самого нотариата реализует программу поддержки нотариальной деятельности в труднодоступных и малонаселенных районах.
Программа охватывает 96 нотариальных округов в 16 субъектах Российской Федерации. Их общая площадь 7,8 млн кв. километров — это почти половина (46%) России, 14 Франций или 190 Швейцарий.
В районах с суровыми погодными условиями, неразвитой транспортной инфраструктурой и небольшим количеством жителей у нотариусов нет возможности работать по принципу самофинансирования. Программа ФНП направлена на то, чтобы поддерживать уже работающих нотариусов и заполнять пустующие должности.
На момент запуска программы 14 должностей нотариусов в труднодоступных и малонаселенных местностях являлись вакантными. На сегодняшний день их количество снижено до шести. «Это не так, что восемь нотариусов пришло, и в этом все итоги. Коллеги уезжали, уходили на пенсию, вакансии в одном месте открывались, в другом — закрывались. Постоянный круговорот, как в любой кадровой работе», — отмечает руководитель программы, президент Нотариальной палаты Красноярского края Светлана Зылевич.
Как правило, в таких населенных пунктах нет привычной для современного человека инфраструктуры: государственных учреждений, предприятий сферы услуг, мобильная и интернет-связь осуществляются через спутник. «Зачастую там нет юриста, регистратора, адвоката, судьи — никого, кто бы мог оказать правовую помощь. И нотариусам приходится быть специалистами самого широкого профиля, чтобы с учетом местной специфики проконсультировать людей, подсказать им возможное правовое решение жизненной проблемы. Эта работа касается и оказания бесплатной юридической помощи, как в рамках государственной, так и негосударственной программ», — рассказывает Светлана Зылевич.
Олени, вездеходы и речное такси
В труднодоступных и малонаселенных местностях востребованы такие же действия, как и в крупных городах — удостоверение сделок с имуществом, доверенностей и согласий, оформление наследства. Но, безусловно, есть своя специфика.
Так, в местах проживания коренных народов Севера в наследственной массе зачастую фигурируют не квартиры и автомобили, а чумы и олени. Так, нотариус из ЯНАО рассказал, что в одном из наследственных дел речь шла, например, об «оленпоголовье (100 голов оленей), выпасающемся на пастбище» в тундре.
Еще более ходовым имуществом в труднодоступных районах являются вездеходы, снегоходы, болотоходы, лодки, катера и огнестрельное оружие. Как рассказывают нотариусы из Югры, их завещают, получают по наследству, делят при разделе совместно нажитого имущества, иногда даже передают в счет уплаты алиментов.
Это неудивительно: снегоходы могут быть единственным средством передвижения зимой, да и стоят они дороже обычного легкового автомобиля. А лодка или катер дают возможность не только добраться в пункт назначения, но и порыбачить и даже подработать. К примеру, в Березовском районе ХМАО распространено «речное такси»: собственники маломерного водного транспорта за деньги доставляют людей в соседние поселки.
Нотариус из ХМАО вспоминает, что в прошлом году было много обращений от представителей коренного населения, которые спешили удостоверить копию свидетельства о рождении. Документ был им необходим для внесения в Единый федеральный список граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Севера.
А нотариус из ЯНАО отмечает специфику работы, связанную с реализацией мер государственной поддержки в связи с преобразованием населенных пунктов. Например, только за восемь месяцев он удостоверил порядка 90 договоров мены жилых помещений.
Дальше, еще дальше...
Труднодоступный и малонаселенный районный центр объединяет десятки еще более отдаленных поселков, деревень, стойбищ, в которых люди также нуждаются в правовой помощи. Иногда, добравшись до отдаленного поселка, из-за непогоды нотариус может застрять там на несколько дней или даже недель, не получая при этом никакого дохода. По сути, теряя потенциальный заработок в своей нотариальной конторе.
Одно из важных направлений программы Федеральной нотариальной палаты — помощь в организации выездов в удаленные районы. За счет членских взносов коллег со всей страны нотариусам компенсируют время, затраченное на выездное обслуживание граждан в таких районах. «Это социальная ответственность, которую взяли на себя нотариальные палаты регионов, Федеральная нотариальная палата. Ведь помогая коллегам, мы тем самым помогаем людям, которые живут в таких труднодоступных местностях», — говорит руководитель программы Светлана Зылевич.
Среди наиболее популярных нотариальных действий, совершаемых на выезде в удаленных районах, — удостоверение различных доверенностей. Так, пожилые люди часто оформляют доверенности на получение субсидий на оплату ЖКХ. Коммуналка в северных регионах дорогая, а ходить по инстанциям пенсионерам бывает трудно.
К примеру, в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края распространены доверенности на рыбалку и охоту. Как рассказала местный нотариус, они необходимы в том случае, если предприниматель получил лицензию на вылов рыбы или отстрел диких животных на определенном участке, а сам осуществлять эту деятельность по каким-то причинам не может. Без нотариальной доверенности контролирующие органы просто не позволят третьему лицу ловить рыбу или охотиться.
А нотариус из Туруханского района поделился опытом удостоверения доверенностей на заготовку леса. Он пояснил, что на севере района и в самом Туруханске пригодные для строительства сосны уже не растут. Чтобы получить необходимый для постройки дома материал, граждане оформляют лицензию на деляну в тайге в южной части муниципалитета и доверяют вырубку лесных насаждений местным жителям. Затем лес сплавляют по реке.
Также непривычны жителям большинства регионов России и доверенности на оформление сим-карты. Между тем в отдаленных районах, где нет представителей мобильных операторов, это самая обычная практика.
Незаменимый «дистант» и «телепорт»
Как показывает статистика, в числе самых распространенных нотариальных действий, совершенных вне конторыв удаленных районах, входит и удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе. Переводят в электронный вид с сохранением юридической силы, чтобы отправить в другой город, самые разные документы: доверенности на покупку или продажу жилья, супружеские согласия и так далее.
Как отметила нотариус из Красноярского края, случаи, когда гражданин приходит удостоверять какой-либо документ и не просит передать его в другой город, крайне редки. «Многие уже с порога заявляют: мне надо такую-то доверенность, вот нотариус, которому нужно отправить. Или дают свой адрес электронной почты. Но много и людей, которые не сразу верят в такой удобный способ переслать документы.Спрашивают: неужели и на почту не надо идти, и транспортной компании платить несколько тысяч за одно письмо не надо?», — рассказала нотариус.
Нотариус из Горноправдинска (ХМАО) отмечает, что поселок находится очень далеко от крупных городов, однако его жители очень продвинуты в техническом плане и активно пользуются записью к нотариусу через Госуслуги.
Далекие расстояния и недешевые билеты способствуют увеличению популярности дистанционных сделок с участием двух и более нотариусов. Удостоверение сделки в таком случае проходит по видеосвязи, для установления которой важно наличие интернета. В отдаленных районах, например, может быть предусмотрена спутниковая связь. Впрочем, провести дистанционную сделку удается и при слабом интернете. Так, нотариус Тазовского района ЯНАО рассказал об опыте удостоверения договора купли-продажи жилья с участием несовершеннолетнего. Никаких сложностей, кроме задержки синхронизации со вторым нотариусом в две секунды не возникло.
На стабильность интернета могут влиять погодные условия. Так, нотариусы из Дудинки (Красноярский край) рассказывают, что в конторах иногда случаются перебои со связью, вызванные обрывом кабеля из-за сильного ветра. А однажды кабель пострадал от зубов медведя, во всяком случае, так нотариусу сказали местные жители.
По льду, воздуху и «мягкому одеялу»
В самые экстремальные ситуации нотариусы попадают именно на выездах. Чтобы добраться до отдаленных поселков, им приходится преодолевать сотни километров бездорожья. Зимой — в мороз и метель. Летом — сквозь полчища мошек и комаров, с риском встретиться с дикими животными. Нотариусы Югры, например, рассказывают, что в последние годы в селах и деревнях, а также рядом с крупными городами и поселками к людям все чаще начали выходить медведи, волки, рыси, лисы.
До некоторых населенных пунктов можно добраться только по воздуху. Иногда бывает и альтернатива: в теплое время года — водный путь, а в холодное — зимник, то есть, дорога, проложенная по замерзшей реке.
При этом иногда выбор транспорта зависит не от самого нотариуса. Так, представительница красноярского нотариата за месяц планировала поездку в самый отдаленный населенный пункт своего округа — поселок Носок. Там нескольким семьям были необходимы нотариальные действия, связанные с программой по переселению граждан из аварийного жилья. Одна из них кочевала по тундре в сотне километрах от поселка и должна была прибыть в Носок в заранее оговоренный день приезда нотариуса.
Заранее были куплены билеты на вертолет, но рейс в назначенный срок отменили по погодным условиям, не состоялся он и на следующий день. Пришлось добираться по замерзшему Енисею на вездеходе. Путь занял 10 часов в одну сторону и столько же — обратно. Все это время нотариус боялась, что машина попадет на участок, где ледокол прокладывал фарватер для судов, и провалится под лед.
Погода внесла свои коррективы и в еще одну тщательно распланированную поездку красноярского нотариуса. В тот раз предстоял визит в один из самых крупных поселков Таймырского Долгано-Ненецкого района — Хатангу, куда вертолеты летают регулярно. Билеты туда и обратно были куплены с учетом двух дней на прием граждан, но полет из-за метели отложили дважды, и в итоге на совершение нотариальных действий осталась всего одна ночь. Заявителей было много, и пришлось организовать ночное нотариальное дежурство, чтобы принять всех, а утром вылететь обратно.
Иногда, даже если погода позволяет вертолету вылететь по маршруту, нотариусы выбирают другие виды транспорта. Долгие полеты могут быть очень утомительны, особенно в сильный ветер, когда вертолет жестоко болтает. Так, нотариус Туруханского района Красноярского края признался, что все чаще предпочитает пятичасовому перелету с посадкой в каждой деревне поездку на теплоходе, хотя она и занимает целые сутки.
В ХМАО расстояния между населенными пунктами не такие большие, как в Красноярском крае, но это не значит, что дорога обходится без приключений. Так, один из местных нотариусов добирался из Саранпауля в Сосьву три с половиной часа, хотя между селами — всего 120 километров. Развить приличную скорость не давал рыхлый снег на зимнике, а один раз машину даже пришлось выкапывать из сугроба. «Было чувство, что едешь по мягкому одеялу», — вспоминает нотариус.
Со своим офисом
Запоминается нотариусам, работающим в труднодоступных районах, не только дорожный экстрим, но и сами места, в которых приходятся совершать нотариальные действия. Это может быть и вертолетная площадка, и даже непосредственно кабина вертолета, а может — покосившаяся бревенчатая избушка с печкой, которая в документах будут обозначена как «аэропорт такого-то поселка».
Нотариус из Югры вспоминает выезд на нефтяное месторождение. Там пришлось удостоверять брачный договор прямо на КПП нефтегазовой компании. Семейная пара хотела срочно купить жилье, а для сделки в обязательном порядке требовался дополнительный пакет документов для банка, в том числе брачный договор.
Нотариусы стараются заранее подготовить все необходимые для нотариального действия документы, чтобы на месте как можно меньше зависеть от скорости и наличия интернета.
Также в работе им помогают мобильные комплекты, специально разработанные по заказу Федеральной нотариальной палаты с учетом всех потребностей нотариусов. Мобильный комплект — это настоящий офис, упакованный в ударопрочный водонепроницаемый чемодан. Внутри есть ноутбук, многофункциональное устройство (сканер, копир и цветной принтер с запасными картриджами), пенал с канцелярскими принадлежностями, графический планшет для простой электронной подписи, Wi-Fi-роутер, камера с картой памяти и штативом и многое другое.
Важно отметить, что многие проблемы с организацией юридической помощи в труднодоступных районах получается решить благодаря инициативам местных нотариальных палат. Именно их силами решается вопрос замещения вакантных должностей нотариусов, проблема транспортного обеспечения и прочее. Федеральная нотариальная палата помогает решить те проблемы, с которыми региональные нотариальные палаты не могут справиться самостоятельно.
Поддержка подразумевает различные выплаты: единовременные и ежемесячные. Предусмотрена компенсация расходов на аренду жилья и помещения под нотариальную контору, а также затрат на оснащение рабочих мест нотариусов. Кроме того, им предоставляются технические средства и программное обеспечение, оплачиваются курсы повышения квалификации и др.
Бюджет на реализацию программы формируется из взносов каждого российского нотариуса. При этом средств из государственного бюджета нотариат не получает.
Источник: https://22.notariat.ru/ru-ru/news/chum-v-nasledstvo-i-doverennost-na-ohotu-nyuansy-raboty-notariusov-v-dalnih-ugolkah-strany-2501